ФАС России поддержала позицию МРСК Северного Кавказа по консолидации территориальных сетевых организаций региона

Приобретение одним субъектом естественной монополии прав в отношении имущества или акций (долей) другого субъекта естественной монополии не влечет усиления доминирующего положения приобретателя в силу естественно-монопольного вида деятельности. Таково главное положение документа, направленного главой Федеральной антимонопольной службы РФ Игорем Артемьевым руководителям территориальных органов ФАС России в Северо-Кавказском федеральном округе. 

Необходимость разъяснения возникла, подчеркивается в самом документе, «в связи с участившимися случаями поступления в ФАС России информации о невозможности получения субъектами естественной монополии Северо-Кавказского федерального округа (в частности ОАО «МРСК Северного Кавказа») согласия антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению голосующих акций, долей в уставном капитале, по получению в собственность, пользование или во владение основных производственных средств иных субъектов естественной монополии в связи с возможным ограничением конкуренции, усилением доминирующего положения, нарушением запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности». 

Напомним, что именно указанные причины лежали в основе отказов территориальных органов ФАС России по Кабардино-Балкарии и Республике Северная Осетия-Алания в удовлетворении ходатайств МРСК Северного Кавказа о даче согласия на получение в аренду имущества ОАО «Нальчикская городская электросетевая компания» (НГЭК) и ГУП «Аланияэлектросеть» соответственно. 

Передача в аренду обеих компаний была предусмотрена «дорожными картами» о консолидации электросетевого имущества субъектов Федерации, подписанными руководством МРСК Северного Кавказа с Главой Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым в январе 2013 г. и вице-премьером правительства Северной Осетии Константином Габисовым в октябре 2012 г. 

Подчеркнем, консолидация электросетевого имущества предусмотрена Указом Президента РФ № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети» от 22 ноября 2012г. и Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 511-р от 03 апреля 2013г. 

Уточним также, что обе компании на сегодняшний день являются одними из основных должников МРСК Северного Кавказа. Долг «Нальчикской городской электросетевой компании» на 1 июля с.г. превысил 685,5 млн рублей. «Аланияэлектросеть» должна 610,5 млн рублей. Именно передачей в аренду имущества компаний предусматривалось погашение их долга. 

Что же касается запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности, что было названо УФАС по КБР одной из причин отказа в виду аффилированности НГЭК и Нальчикского горэлектросбыта, то, как отмечается в документе, антимонопольному органу следует давать положительное заключение на ходатайство с одновременной выдачей предписания об устранении аффилированности. 

В МРСК Северного Кавказа подчеркивают, что в связи с поступившим разъяснением, Общество приступило к сбору документов, необходимых для повторного обращения в территориальные органы ФАС по КБР и РСО-А о даче согласия на получение в аренду имущества вышеназванных компаний.