Барьеры и решения для повышения энергоэффективности в жилых зданиях

Занимая второе место по величине конечного потребления энергии в России, жилищный сектор обладает самым большим потенциалом энергосбережения. Реализация мер по повышению энергоэффективности в жилищном секторе поможет также сэкономить дополнительный объем энергии вследствие эффекта мультипликации (сопутствующего снижения потребления первичной энергии).

Основные барьеры энергоэффективности в жилищном секторе и решения для устранения этих барьеров показаны в табл. 1. На уровень энергоэффективности зданий оказывают влияние множество различных организаций, принимающих участие в строительстве, управлении и эксплуатации зданий. Все они имеют возможность влиять на потребление энергии внутри зданий, но немногие имеют стимул менять что-либо. Т.е., кто мог бы иметь стимул, хуже всего знают о том, какие мероприятия могут привести к экономии энергии, а если бы и знали, то не смогли бы оплатить или профинансировать эти мероприятия. Однако эти барьеры характерны для жилищного сектора почти во всех странах мира. Основные барьеры, присущие именно России, включают следующие: низкие тарифы на энергоресурсы для населения; отсутствие эффективного контроля соблюдения существующих стандартов для строящихся зданий; недостаточная осведомленность об энергоэффективности среди домовладельцев, что, в конечном счете, определяет их поведение. Необходимо отметить, что барьеры и решения различны для разных типов зданий. Можно выделить три группы: (а) строящиеся здания, (б) здания, в которых осуществляется реконструкция или капитальный ремонт, (в) эксплуатируемые здания.

Устранение барьеров в жилищном секторе требует, прежде всего, обеспечения соблюдения стандартов энергоэффективности зданий. Дополнительные выгоды могут быть получены путем совершенствования сбора данных по энергопотреблению в жилых зданиях и распространения информации среди домовладельцев. Также возможно применение перформанс-контрактов при участии товариществ собственников жилья (ТСЖ) или управляющих компаний.

Табл. 1. Барьеры и решения для повышения энергоэффективности в жилых зданиях


Барьеры

Решения

Владельцы квартир и управляющих компаний не знакомы  со способами повышенияэнергоэффективности

 

Стандарты теплозащиты зданий станут добровольными в 2010 г.*

 

У девелоперов и их подрядчиков отсутствуют стимулы к повышениюэнергоэффективности

 

У владельцев квартир нетстимулов к инвестированию в энергосбережение

 

Ограниченный доступвладельцев квартир /ТСЖ/управляющих компаний 
к внешнему финансированию

Меры быстрой

отдачи

Распространение информации по повышениюэнергоэффективности

Обязательные минимально допустимые требования в стандартах энергоэффективности зданий, ведение энергетических паспортов для мониторинга энергоэффективности в течение срока эксплуатации зданий

Базовые меры

Требование повышения энергоэффективностипри предоставлении финансовой поддержки  от государства на проведение ремонтов

Стимулирование установки приборов учета

Разработка типовых перфоманс-контрактов  на управление зданиями для ТСЖ и управляющих компаний

Создание фонда, предоставляющего гарантии по кредитам на проведение ремонтов, повышающих энергоэффективность здания

Внедрение стандартов энергоэффективности и маркировки для осветительных и электробытовых приборов

 

Что препятствует повышению  энергоэффективности в жилищном секторе?

Барьеры и решения для повышения энергоэффективности в жилых зданиях существенно различаются в зависимости от срока эксплуатации здания. По этой причине барьеры для строящихся и существующих домов рассматриваются ниже по отдельности.

Строящиеся здания

Для строящихся зданий основные барьеры на пути повышения энергоэффективности следующие:

  • у девелоперов и их подрядчиков отсутствуют стимулы к повышению энергоэффективности. Девелоперы и их подрядчики (архитекторы, строители, поставщики оборудования и материалов) определяют уровень энергоэффективности возводимых ими зданий, однако, поскольку они не будут жить в этих зданиях и оплачивать коммунальные услуги, у них нет стимулов к повышению энергоэффективности;
  • стандарты теплозащиты зданий станут добровольными в 2010 г. Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый в 2003 г., позволяет сделать в недалеком будущем все федеральные стандарты, принятые до вступления закона в силу, включая нормы теплозащиты зданий, в России добровольными. К девелоперам и их подрядчикам не будет предъявляться никаких требований (а как говорилось выше, у них нет и стимулов) в отношении применения методов повышения энергоэффективности зданий.* Кроме того, во многих регионах до сих пор не проработаны прозрачные процедуры контроля соблюдения существующих стандартов;
  • у девелоперов и их подрядчиков весьма ограниченные познания в отношении энергоэффективности.Проведенные в России исследования показали отсутствие корреляции между более высокими затратами и применением энергоэффективных технологий [1]. Многие строительные организации до сих пор не используют эти технологии в силу отсутствия соответствующих знаний или квалификации. Но, даже зная об этих технологиях, многие фирмы не меняют устоявшиеся практики работы и не стремятся внедрять новые технологические решения.

Существующие здания

В существующих зданиях основные барьеры для повышения энергоэффективности следующие:

  • надзор за энергоэффективностью существующих зданий в процессе эксплуатации не ведется. В настоящее время в России нет службы, которая бы осуществляла мониторинг потребления энергии существующими зданиями. В результате этого сложно определить потребности зданий в конкретных мероприятиях по повышению энергоэффективности при реконструкции, модернизации и проведении капитальных ремонтов.

Отсутствие информации и некорректный анализ оказались особенно губительными при реализации программы капитального ремонта в Норильске. В рамках программы финансировались мероприятия по повышению теплозащиты ряда муниципальных зданий. Однако в ходе проведения оценки после реализации проекта выяснилось, что в результате неправильного выбора и неверных проектных критериев мероприятия были реализованы не на тех зданиях. В результате неправильного выбора реконструируемых зданий, использования неоптимальных технологий и решений затраты на капитальный ремонт во многих случаях оказались неэффективными;

  • у владельцев квартир и управляющих компаний мало информации по повышению энергоэффективности.Владельцы квартир, товарищества собственников жилья, управляющие компании и местные органы власти не имеют необходимых данных для реализации энергосберегающих мероприятий. В частности, наблюдается недостаток информации по:

потреблению энергии домохозяйствами. Учет потребления энергии, особенно тепловой энергии, почти не ведется. В очень малой степени учет ведется на муниципальных котельных и на тепловых вводах в здания. По этой причине большинство потребителей оплачивает услуги теплоснабжения по нормативам потребления (как правило, в расчете на 1 м2 площади квартиры или на одного проживающего). Реальное потребление тепловой энергии зданиями значительно отличается от потребления, рассчитанного по нормативам. Кроме того, потребители, как правило, не имеют возможности регулировать свое потребление тепла (ни на уровне дома, ни на уровне квартиры); часто это происходит из-за вертикальной однотрубной разводки систем теплоснабжения, обычной для большинства зданий. Из-за отсутствия возможностей регулирования, в российских жилых зданиях нередки перетопы, при которых проветривание (открывание окон в середине зимы) является единственным способом обеспечения комфортной температуры в помещениях;

необходимым мероприятиям или инвестициям для повышения энергоэффективности и их потенциалу энергосбережения.Большинство жильцов плохо осведомлены об эффективности даже элементарных и недорогих мер теплозащиты зданий, таких как установка теплоотражающих экранов, наклейки низкоэмиссионной (теплоотражающей) пленки на стекла окон или использование современных уплотнительных материалов для уменьшения инфильтрации. В то же время, применение наружной теплоизоляции и тройных окон могут в совокупности снизить потребности здания в тепловой энергии на 40%;

  • владельцы квартир имеют ограниченный доступ к внешнему финансированию для реализации мер по повышению энергоэффективности. Потребительские кредиты в России, как правило, выдаются на короткий срок (1-2 года) и под высокую процентную ставку. Зачастую домохозяйства с низким уровнем дохода и пенсионеры не могут получить кредит. Домохозяйства, как правило, отдают предпочтение инвестициям, которые им более понятны или имеют, по их мнению, более высокую отдачу (например, ипотеке или приобретению автомобиля). Кроме того, в России пока не существует специальных кредитных продуктов для финансирования ремонта мест общего пользования;
  • владельцы квартир не видят стимулов для инвестирования в энергосбережение. Домохозяйства в России, как правило, практически не проявляют заинтересованности в повышении энергоэффективности, потому что, по их мнению, потенциальная экономия слишком мала, чтобы этим заниматься. В частности, на места общего пользования приходится до 50% потенциала энергосбережения в жилых зданиях. Значительную часть этой экономии могли бы получить владельцы квартир, так как простой ремонт дверей, окон и тамбуров в местах общего пользования дает существенную экономию затрат на отопление. Однако, поскольку места общего пользования, как правило, принадлежат муниципалитетам, а не владельцам квартир, и поскольку очень немногие муниципалитеты располагают средствами для подобных инвестиций, энергосберегающие мероприятия никогда не реализуются.

В других странах повышению энергоэффективности способствуют и мотивы нефинансового характера, например, забота об окружающей среде, об обществе или о благосостоянии соседей. В европейских странах, например, индивидуальные потребители инвестируют в реализацию мер по энергосбережению, главным образом, в силу повышенной осведомленности и заботы общества об охране окружающей среды. В США в конце 1970-х годов повышение энергоэффективности приобрело популярность из-за беспокойства людей по поводу дефицита энергоносителей после нефтяного кризиса. В других случаях энергоэффективность (например, приобретение автомобилей с гибридным двигателем в США) становится символом определенного статуса или выражением политической позиции. Подобные нефинансовые мотивы, очевидно, существуют и в России, но они пока не увязываются в сознании населения с действиями по энергоэффективности. Население не видит причин, побуждающих к экономии энергии.

Как можно повысить энергоэффективность в жилищном секторе?

Для повышения энергоэффективности в жилищном секторе правительству необходимо:

  • закрепить минимально допустимые требования при строительстве и реконструкции как обязательные для выполнения. Строительные нормы и правила являются широко применяемым инструментом повышения энергоэффективности в других странах и часто являются обязательными. Подобные стандарты уже существуют и в России, как, например СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» или территориальные строительные нормы (ТСН), которые приняты в 52 субъектах Федерации, в том числе в г. Москве. Однако, как было отмечено в предыдущем разделе, с 2010 г. СНиП станет добровольным (данное утверждение на сегодняшний день неверно, - прим. ред - см. примечание*), что может поставить под сомнение достигнутое за последние годы повышение энергоэффективности в зданиях. Для предотвращения этого необходимо сделать требование СНиП 23-02 «Тепловая защита зданий» по классу энергетической эффективности здания С («нормальный») минимально допустимым и обязательным к применению. Более того, минимально допустимый класс энергоэффективности зданий должен со временем повышаться;

Введение обязательных требований к энергосбережению в строящихся и реконструируемых зданиях является наиболее экономически эффективным способом экономии энергии в жилищном секторе. Однако это не должно превратиться в разовую законодательную акцию. Технологии со временем меняются. Те, что считались наиболее эффективными 15 лет назад, уже не являются таковыми сегодня. Для достижения и поддержания экономии энергии в жилищном секторе необходимо периодически пересматривать стандарты теплозащиты зданий, чтобы параметры теплозащиты наилучшим образом учитывали самые эффективные технологии. На рис. 1 показано, как параметры энергопотребления в зданиях все время пересматриваются в Дании с момента их принятия в 1979 г. Требования по теплозащите зданий становились все жестче в целях стимулирования постоянных инноваций для снижения потребления энергии зданиями. На этом рисунке также видно, насколько требования СНиП постепенно приблизятся к критериям пассивного дома;

 

1

Рис. 1. Совершенствование строительных норм и правил (СНиП) в Дании [2]

  • вести мониторинг энергоэффективности в процессе эксплуатации зданий. Правительство может ввести обязательный мониторинг энергоэффективности и энергетические паспорта зданий в процессе эксплуатации зданий для контроля соблюдения требований СНиП и понимания потенциала энергосбережения. Выполнение этой рекомендации потребует разработки стандартизированных форм статистической отчетности и проведения регулярных энергетических обследований зданий. Энергетические паспорта нужны для превращения показателя энергоэффективности в знак качества в жилищном секторе, создания стимулов для инноваций и инвестиций и повышения информированности как продавцов, так и покупателей на рынке жилья.

Подобные меры были недавно реализованы в Германии, где вскоре будет требоваться обязательное наличие сертификата теплозащиты здания (документа, по сути, аналогичного энергетическому паспорту) при продаже, аренде или лизинге любого здания, построенного до 1965 г. С середины 2009 г. сертификаты будут необходимы для более новых жилых и нежилых зданий, при этом они должны быть опубликованы и вывешены на всеобщее обозрение, если полезная площадь здания превышает 1000 м2. Такие сертификаты были введены в 2002 г. для новых зданий и зданий после капитального ремонта. В Германии сертификаты содержат три важных для потребителя момента: показатель энергоэффективности/рейтинг, контрольные значения для рейтинга и все проведенные ремонты [3];

  • ввести требование реализации энергосберегающих мероприятий как обязательного условия предоставления финансовой поддержки для проведения ремонтов из федерального или местного бюджета. В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации ответственность за проведение капитальных ремонтов жилых зданий лежит на владельцах квартир. Существует ряд федеральных и муниципальных законодательных актов (например, Федеральный Закон №185 от 21 июля 2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»), предусматривающих оказание финансовой поддержки при проведении капитальных ремонтов существующих зданий. Однако концепция повышения энергоэффективности почти не нашла отражения в российском законодательстве, и эти законы не являются исключением. Введение и четкое определение концепции повышения энергоэффективности в условиях предоставления государственного и муниципального финансирования приведет к тому, что домохозяйства будут осуществлять энергосберегающие мероприятия при проведении ремонтов зданий.
  • создать гарантийный фонд по кредитам на проведение капитального и текущего ремонтов. Во многих странах созданы институты, предоставляющие гарантии по кредитам, выдаваемым объединениям домовладельцев на проведение капитальных и текущих ремонтов. В задачу подобной организации входит:

предоставление гарантии по кредиту для снижения рисков для банка и стимулирования местных банков к началу работы с ассоциациями домовладельцев по финансированию капитальных и текущих ремонтов с прицелом на повышение энергоэффективности;

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

Пример предоставления субсидий на проведение 
капитального ремонта жилых зданий в Японии

В Японии предоставляются субсидии на реконструкцию жилых домов для выполнения требований по теплозащите, сформулированных в Законе об энергосбережении, установке энергоэффективных бытовых приборов и эффективных систем, использующих возобновляемые источники энергии. Субсидии предоставляются как для новых, так и для давно существующих зданий. Чтобы получить право на субсидии, необходимо снизить потребление энергии на 15% в новых домах и на 25% в реконструированных зданиях по сравнению со стандартным показателем энергопотребления до реализации мер по энергосбережению. Кроме того, домовладельцы обязаны сообщать о величине потребления энергии в зданиях в течение трех лет после реконструкции или строительства дома. Расчет ожидаемой экономии представляется в Организацию по развитию новых источников энергии и промышленных технологий (NEDO), которая предоставляет субсидии. Впоследствии домовладельцы должны отчитываться о реальной величине экономии энергии путем заполнения опросных листов NEDO [4].

содействие изменению отношения домовладельцев: от зависимости от муниципалитетов в проведении капитальных ремонтов к принятию на себя ответственности за свою собственность.

Подобные организации являются особенно важным источником финансирования капитальных ремонтов жилых зданий в странах Центральной и Восточной Европы и Прибалтики. Ситуация с жилым фондом очень схожа с Россией: большая доля жилого фонда в многоквартирных домах, нуждающихся в модернизации. Например, в Словакии гарантии по кредитам, выдаваемым ассоциациям домовладельцев, кооперативам и управляющим компаниям, предоставляются единственным государственным банком в стране - Государственным банком гарантий и развития. В Литве и Эстонии при поддержке правительств были созданы специальные агентства-гаранты. Эти агентства предоставляют гарантии ассоциациям домовладельцев и управляющим компаниям при проведении капитальных и текущих ремонтов и реконструкции многоквартирных зданий в размере до 75% от объема кредита. Плата за предоставление гарантии, как правило, составляет 1,5-2% от объема кредита, на который распространяется гарантия.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

Энергоэффективность в многоквартирных жилых зданиях (ТСЖ) в Литве

В 1996-2001 гг. в рамках Пилотного проекта по повышению энергоэффективности в жилищном секторе Литвы, финансируемого Всемирным банком, осуществлялось консультирование товариществ собственников жилья (ТСЖ), предоставление кредитов, оказание технической помощи и предоставление информации с целью повышения энергоэффективности многоквартирных жилых зданий в Литве.

В финансовом отношении проект включал разнообразные компоненты, призванные обеспечить получение конкурентоспособных рыночных ставок по кредитам теми участниками, которые хотели реализовать энергосберегающие мероприятия, но не имели необходимых для этого средств. В частности, в рамках проекта предоставлялись:

  • кредиты в местной валюте под 11% фиксированной годовой процентной ставки при минимальном первоначальном взносе 10%, отсутствии залога и максимальном сроке кредита 10 лет;
  • с января 1999 г. - долевые субсидии от литовского правительства в размере 30% от величины основного кредита, но не более 12,5 долл. США на 1 м2.

По условиям проекта, средства кредита могли быть использованы только на реализацию энергосберегающих мероприятий. Ответственность за возврат кредитов возлагалась на домовладельцев, как правило, пропорционально площади квартиры, в соответствии с решениями, принятыми на заседании ТСЖ. Также для выплаты кредитов было разрешено частично использовать существующие субсидии, предоставляемые малоимущим домохозяйствам для оплаты услуг теплоснабжения.

Всего за время реализации проекта 726 ТСЖ получили консультации по вопросам энергосбережения, были проведены энергетические обследования 331 жилого здания и реализованы 229 проектов по повышению энергоэффективности. В 1996-2001 гг. общий объем кредитов, предоставленных ТСЖ, составил 7,2 млн долл. США при средней величине кредита в расчете на одно здание 31500 долл. США и средней величине кредита в расчете на одну квартиру 1000 долл. США.

В среднем, домовладельцы отмечали ежегодную экономию энергии в размере 17%. По данным проведенного исследования, 56% домовладельцев отметили снижение счетов за тепловую энергию, а 48% - повышение качества жилья [5].

Субсидии также иногда используются для облегчения доступа к капиталу при проведении реконструкции зданий. Например, в Словакии ассоциации домовладельцев могут получить льготный кредит из Государственного Фонда Развития Жилищного Сектора для повышения энергоэффективности многоквартирного здания. Кредиты могут предоставляться в размере до 80% от стоимости проекта на срок до 20 лет (при ограничении объема кредита в расчете на каждую квартиру) под 3,3% годовой процентной ставки, при условии, что проект включен в Программу реконструкции жилищного сектора. Под проекты, не включенные в эту Программу, можно получить кредиты на 10-20 лет под 4,9-6,5% годовой процентной ставки. Для получения льготных кредитов домохозяйства должны в результате реализации проекта снизить потребление энергии, по меньшей мере, на 20% по сравнению с допроектным уровнем;

  • разработать типовые контракты на управление, ориентированное на результат, для ТСЖ и управляющих компаний. ТСЖ или управляющие компании могут оказать содействие в агрегировании капиталов индивидуальных домовладельцев для реализации энергосберегающих мероприятий в местах общего пользования. В настоящее время в России мало действующих ТСЖ, и зачастую они недостаточно согласованно действуют, чтобы получить необходимое финансирование для реализации энергосберегающих мер в местах общего пользования, и не имеют никакой собственности, чтобы предложить банку в качестве залога. Пока немногие управляющие компании достигли должного уровня развития, но ситуация динамично меняется, поскольку недавно принятые законодательные акты требуют, чтобы каждый дом выбрал себе управляющую компанию. Однако оплата услуг этих компаний, как правило, имеет фиксированный размер, что не способствует повышению энергоэффективности.

Правительство может способствовать тому, чтобы ТСЖ и управляющие компании в России, по мере того как они берут на себя более важные функции, включили в свои обязанности управление энергоэффективностью зданий. Управляющие зданиями (ТСЖ или управляющие компании) могут выполнять функции ЭСКО, например, гарантируя жителям здания за определенную фиксированную плату некоторый уровень «комфорта» (т.е. определенную температуру в помещениях, наличие освещения), а не конкретный объем энергопотребления. Правительство может содействовать реализации этой концепции путем разработки стандартизированных («типовых») контрактов на управление зданиями, включающих компонент энергетического менеджмента, показатели качества услуг (или «комфорта») и условия оплаты, что даст управляющим зданиями определенный стимул к выполнению этой задачи. Поскольку индивидуальные приборы учета довольно дороги, а установка распределительных устройств оказалась недостаточно экономически целесообразной во многих странах, для разнесения затрат на услуги теплоснабжения и стимулирования энергосбережения можно вывести простые формулы, учитывающие отапливаемую площадь, мощность радиаторов, уровень теплоизоляции окон и наличие термостатических вентилей. Кроме того, управляющие компании также можно стимулировать к реализации энергосберегающих мероприятий в местах общего пользования, предоставив им возможность оставлять себе часть полученной экономии;

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

Программа учета потребления воды в Ереване, Армения

Для преодоления двух основных препятствий к массовой установке приборов учета (стоимость установки и процесс перевода потребителей на новую систему оплаты) муниципалитет г. Еревана принял закон о частичном списании задолженности потребителям, которые установят у себя приборы учета. В результате реализации этой программы количество установленных приборов учета возросло с 1000 шт. в 1999 г. до 277 000 шт. в 2005 г. В настоящее время около 80% бытовых потребителей оснащены приборами учета, что включает приблизительно 90% всех многоквартирных домов Еревана. В результате применения приборов учета и использования тарифных схем с оплатой только за фактическое потребление воды среднее потребление воды на душу населения сократилось с 250 до 110 л. Совокупное потребление во всех секторах снизилось с 112 млн м3 в 2002 г. до 77 млн м3 в 2005 г., то есть почти на 30% [8].

  • предоставить стимулы к более массовому распространению систем учета. Учет потребления газа и тепловой энергии может привести к значительной экономии в жилых зданиях. Потребителей можно стимулировать к приобретению собственных приборов учета путем повышения величины оплаты по нормативам потребления; тогда их счета значительно снизятся после установки приборов учета и перехода на оплату за реальное, а не нормативное, потребление. Правительство может рассмотреть вопрос об установке приборов учета у малоимущих потребителей бесплатно или на льготных условиях в рамках целевой программы. Во многих случаях потребители могут начать экономить деньги уже при переходе на оплату по показаниям приборов учета, без повышения величины оплаты по нормативам. Например, в Ростове к системам централизованного теплоснабжения подключено более 3200 потребителей в муниципальных домах. Теплосчетчики были установлены в 357 домах [6]. Реальное потребление тепловой энергии в домах, оборудованных приборами учета, на 12-37% ниже установленных нормативов. По горячей воде реальное потребление на 10-33% ниже нормативов [6]**. Для содействия успеху программ установки приборов учета федеральные, региональные и муниципальные органы должны также активно информировать население о выгодах и экономии вследствие установки приборов учета.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

Программа минимальных стандартов эффективности и маркировки в Австралии

Многие страны реализовывали программы маркировки и стандартизации энергоэффективности для стимулирования применения более эффективных электробытовых приборов. Программы маркировки дают потребителям информацию для совершения покупок, исходя из соображений энергоэффективности. Минимальные стандарты эффективности способствуют повышению энергоэффективности новых бытовых приборов и исчезновению с рынка самых неэффективных моделей. Различие между двумя программами состоит в том, что стандарты служат исчезновению с рынка неэффективных и, как правило, дешевых электробытовых приборов, а маркировка лишь способствует убеждению покупателей не приобретать их. В большинстве случаев применение этих двух подходов позволило производителям успешно адаптироваться к новым ограничениям без повышения цен на свою продукцию.

Австралийская Программа минимальных стандартов эффективности и маркировки является примером успешного применения стандартов и маркировки электробытовых приборов. В Австралии множество электробытовых приборов имеют минимальные стандарты эффективности, т.е. соответствуют минимальному уровню энергоэффективности, регулируемому австралийским правительством. Принятая система энергетической маркировки также является обязательной для ряда электробытовых приборов, в том числе холодильников и морозильников, стиральных и сушильных машин, посудомоечных машин и кондиционеров. Такая маркировка позволяет покупателю провести быстрый сравнительный анализ энергоэффективности конкретного товара и показывает величину годового потребления энергии данным продуктом при нормальных условиях эксплуатации.

Чтобы программа была успешной, ее необходимо время от времени пересматривать для стимулирования применения передовых технологий и приобретения более эффективных товаров [10].

 

В дополнение к приборам учета, позволяющим потребителям отслеживать и регулировать свое потребление, здания могут проектироваться таким образом, чтобы более эффективно способствовать регулированию теплоснабжения на индивидуальном уровне. Горизонтальная или двухтрубная вертикальная разводка систем теплоснабжения позволяет регулировать потребление тепловой энергии на уровне отдельной квартиры. Однако в силу значительных затрат, связанных с перепроектированием отопительных систем в существующих зданиях, применение более эффективных вариантов разводки рекомендуется только в новом строительстве и в зданиях, где планируется масштабная реконструкция. Аналогичным образом на этих системах также должны устанавливаться индивидуальные приборы учета, чтобы у потребителей были экономические стимулы к регулированию и снижению потребления на уровне квартир;

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

Описание инновационной информационной кампании, проведенной некоммерческой организацией в Великобритании

Несколько компаний, работающих в сфере повышения энергоэффективности в Великобритании, основали некоммерческую организацию «Энергетические услуги Кирклис» для бесплатного и объективного консультирования домохозяйств в сфере энергосбережения. Эта служба считается единым органом предоставления информации и консультаций по повышению энергоэффективности по бесплатному телефонному номеру. Более конкретно, программа:

ü оказывает консультации домовладельцам по вопросам энергосбережения, адресует их к лицензированной монтажной организации, которая проводит обследование их собственности и дает рекомендации по реализации адекватных энергосберегающих мероприятий;

ü обеспечивает домовладельцу возмещение затрат на проведение обследования;

ü предлагает реализацию энергосберегающих мероприятий (например, теплоизоляцию для облегченной кладки стен, теплоизоляцию чердаков, устранение сквозняков через двери и окна, установку регуляторов на системы отопления, теплоизоляцию баков-аккумуляторов горячей воды, теплоизоляцию полов и котлов) по сниженным ценам благодаря налаженным связям «Энергетических услуг Кирклис» с монтажными организациями;

ü предоставляет информацию о предпочтительных кредитных схемах и о финансовых институтах, желающих финансировать энергосберегающие проекты [12].

  • внедрить стандарты энергоэффективности и маркировку осветительных и электробытовых приборов. Стандарты и маркировка энергоэффективности будут стимулировать промышленные предприятия к производству эффективной продукции и содействовать информированию потребителей о наиболее эффективных товарах. Подобные стандарты широко и успешно используются во всем мире. Приблизительно в 60% европейских стран существуют стандарты энергоэффективности холодильников. Более 80% стран ОЭСР в Америке и в Азии имеют стандарты для электробытовых приборов. В Европе стандарты для холодильников в сочетании с программами маркировки привели к увеличению продаж холодильников класса А (класс наивысшей эффективности) с 5% в 1995 г. до 23% в 2000 г. и 61% в 2005 г. Кроме того, исследования показали, что более широкое использование эффективных электробытовых приборов не привело к повышению цен для потребителей в этих странах [9].
  • найти оптимальные способы изменения поведения потребителей. Способ подачи информации является основным фактором, определяющим, изменят ли потребители свое поведение. Повышение уровня осведомленности в вопросах энергоэффективности через увязку с экологическими программами оказалось весьма успешным в Европе. Однако недавно проведенное в Калифорнии исследование показало, что на людей большее влияние оказывают социальные нормы, чем информация. В исследовании рассматривалась кампания по убеждению постояльцев отеля вторично использовать свои полотенца. Информация подавалась в трех форматах. В одном послании говорилось, что вторичное использование полотенец способствует защите окружающей среды. Другое призывало к сотрудничеству с отелем для охраны окружающей среды. Третье, - оказавшееся наиболее успешным, - предлагало им поступать так же, как другие гости отеля, вторично использовавшие свои полотенца [11]. Этот небольшой пример дает пищу для важных выводов при проведении информационных кампаний. При разработке информационных кампаний в России необходимо применять тактику, которая наиболее эффективно порождает желаемую ответную реакцию и действия со стороны индивидуальных домохозяйств. Только когда энергосбережение станет социальной нормой в России, произойдет изменение повседневных стереотипов потребления и сдвиг ценностей в сторону повышения энергоэффективности;
  • начать информационную кампанию по повышению энергоэффективности. Как отмечалось выше при обсуждении поведения, информационная кампания может стать эффективным инструментом предоставления домохозяйствам информации о многочисленных выгодах и простоте реализации энергосберегающих мероприятий. Распространение информации необходимо для повышения осведомленности и понимания значения энергосбережения. Подобная кампания может нести информацию о: капитальных ремонтах, в т.ч. о возможностях их финансирования; использовании теплоизоляционных материалов в квартирах или о выгодах от использования более эффективных осветительных приборов.

Примечания:

*Данное утверждение на сегодняшний день неверно. Вступивший в силу 23.11.09 Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит в закон «О техническом регулировании» поправку, согласно которой требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям обеспечения энергетической эффективности - прим. ред.

  **В данном исследовании рекомендуется установка квартирных приборов учета потребления газа и электроэнергии, но не тепловой энергии. Квартирные приборы учета потребления тепловой энергии и распределительные устройства запредельно дороги (приблизительно 150 тыс. руб. или 6 тыс. долл. США). Кроме того, показания распределительных устройств нетрудно «подтасовать».