Закон заставил предпринимателей экономить

Термин «энергоаудит» сейчас входит в повседневную жизнь многих компаний. В конце 2009 года президент подписал федеральный закон № 261 «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», согласно которому все предприятия, чьи ежегодные затраты на использование энергоносителей составляют более 10 млн рублей, обязаны пройти эту процедуру.

Эксперты единогласны во мнении, что закон 261-ФЗ несовершенен. Одной из основных проблем остается проведение энергоаудитов.Выбирая между обычными лампами и энергосберегающими, многие предприятия склоняются к наиболее дешевым.

В 2013 году Закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» должен претерпеть значительные изменения. В первую очередь, будет законодательно усилена ответственность саморегулируемых организаций (СРО), планируется создание СРО энергосервисных компаний, а государство поддержит финансово ряд проектов.

По словам генерального директора компании «Росгидромонтаж» Михаила Алехина, ежегодно наша страна производит 1,4 млрд тонн условного топлива. Из них на строительство и промышленность тратится порядка 25%, на ЖКХ — 20%, а на транспорт и сельское хозяйство — 10%. Однако при сжигании 1 кг нефтяного эквивалента у нас производится товаров и услуг на сумму $1,9, в то время как средний мировой показатель составляет $4,7.

«На мой взгляд, снизить энергозатраты на 40% к 2020 году не реально, прежде всего, из-заотсутствия финансирования и слабо развитой экономической инфраструктуры. Энергосервисный договор, который достаточно подробно прописан в федеральном законе и в принципе может быть эффективен, пока является, к сожалению, только декларацией. Президент дал поручение крупнейшим российским банкам, Сбербанку и ВТБ, подготовить продукт, направленный на осуществление этого договора, однако его еще нет. Кроме того, не стоит забывать, что у нас страна не законов, а подзаконных актов. Мы разговариваем с чиновниками в различных государственных учреждениях, где требуется провести энергоаудит, предлагаем им схемы, позволяющие сэкономить сразу 20–30%. Они ничего не имеют против, но при этом и ничего не делают, ссылаясь на то, что у них нет разъяснительных записок. „Мы сейчас проведем энергоаудит, а нас потом накажут“ — вот основная мысль, которая их тревожит», — считает Михаил Алехин.

 Специалисты отмечают, что сейчас, для того чтобы выполнить требования закона 261-ФЗ, необходимо провести энергоаудит предприятия и получить паспорт энергетической эффективности, для чего нужно привлечь специализированную подрядную организацию. Для привлечения подрядчика необходимо провести конкурс, заключить контракт с победителем конкурса, и только потом будет проведен энергоаудит. После этого необходимо подготовить проект модернизации освещения и выбрать поставщика энергоэффективного оборудования.

Такой процесс не только долгий по времени, но и крайне затратный. Для большинства предприятий мероприятие становится существенной нагрузкой. Неудивительно, что многие стараются всеми возможными путями сократить и удешевить этот процесс, используют коррупционные схемы. По словам самих участников рынка, упрощение порядка процедуры проведения мероприятий по повышению энергоэффективности позволит не только облегчить жизнь бизнесу, но и обелит сам процесс проведения энергоаудита. Вопрос стоимости энергоаудиторской проверки довольно сложный — все зависит от специфики предприятий. Предложения компаний, готовых предоставить услуги энергоаудита в Ростове варьируются от 25 тыс. рублей до 3 млн рублей. Обычно предприятия, которым необходимо провести проверку, организуют тендер, но, по словам участников рынка, эта система далека от совершенства. Государство выделяет слишком мало средств заказчикам на энергоаудит. В итоге приходится торговаться. 

Помимо сложностей, связанных с процедурой прохождения энергоаудита, другой не менее важной проблемой является выдача энергетических паспортов.

Так, по данным минэнерго, из 38 тыс. энергопаспортов, поступивших на проверку в 2012 году, принято менее 2 тыс. Основной причиной возврата на доработку остальных являются неверные данные.

Следует отметить, что на сегодняшний день появляется все больше недобросовестных СРО, которые пользуются правовой безграмотностью заказчиков и, не выезжая на объект, выдают фиктивные энергопаспорта. Необходимо ужесточить ответственность за качество проведенного энергетического обследования саморегулируемых организаций и бюджетных учреждений.

Однако эксперты говорят, что только лишь ужесточения ответственности недостаточно. Необходимо повышать грамотность энергоаудиторов, в частности, проводить аттестацию энергоаудиторских компаний, а также создать программный продукт для автоматической проверки энергопаспортов, что позволит унифицировать саму форму паспорта, которая сейчас разная у каждого СРО.

«Специалистов, способных провести грамотный энергоаудит, сейчас в Ростове единицы. Даже те 50 фирм, которые работают в городе, в действительности могут закрыть не более 30% рынка. Это должны быть грамотные теплотехники и квалифицированные электрики. И самое интересное, что это должны быть не только практики, но и теоретики, потому что необходимо проводить доскональные расчеты, уметь сделать верные прогнозы, предложить мероприятия по экономии. Сейчас даже те компании, которые давно работают на рынке и имеют в штате профессиональных специалистов, вынуждены заботиться о повышении квалификации, поскольку требования серьезно изменились», — утверждает Михаил Алехин.

Заниматься энергоаудиторскими проверками имеют право только члены саморегулируемых организаций. Для вступления в СРО компании необходимо иметь в штате не менее четырех высококвалифицированных специалистов, прошедших переподготовку и имеющих соответствующие удостоверения. Два из них должны специализироваться на обследовании электроустановок и два — тепловых установок. Средняя стоимость участия в саморегулируемой организации обойдется порядка 10 тыс. ежемесячно, плюс столько же — взнос в компенсационный фонд. Впрочем, есть СРО, участие в которых стоит и 3 тыс. рублей.

«Сейчас в целом по стране работает 56 саморегулируемых организаций. Это нонсенс. Первоначально планировалось, что их будет не больше 10. Если работать по правилам, то СРО должна заниматься системным обучением энергоаудиторов, поскольку это новое направление и у специалистов недостаточно знаний. Более того, члены нашей организации, после проведения исследования, присылают на проверку отчеты — таким образом можно гарантировать качество работы. В большинстве случаев, заплатив деньги в СРО, энергоаудитор получает лишь квиток, свидетельствующий о том, что он там зарегистрирован. Формально все соблюдено, и этот специалист получает право проводить проверки, но на самом деле он их никогда не сможет сделать грамотно и, главное, его никто не научит», — отмечает руководитель филиала СРО НП «Гильдия Энергоаудиторов» Светлана Волченко.

Считается, что достижение установленных показателей энергосбережения и дальнейшее снижение энергопотребления невозможно без инновационных подходов к энергоменеджменту, внедрения энергосберегающего оборудования, ситуационного управления энергопотреблением. В частности, целесообразно предусматривать дополнительные стимулы для мотивации и тарифную политику с возможностью реализации льгот для различных секторов экономики иЖКХ.

Однако, по мнению экспертов, подобные меры должны в первую очередь служить мощным стимулом к модернизации систем тепло- и электроснабжения в удаленных поселках, райцентрах, которые до сих пор используют оборудование советского времени. Поскольку потери энергии при использовании старого оборудования превосходят все разумные пределы. Тем не менее, нередко предприятия, эксплуатирующие подобное оборудование, проходят энергоаудит и получают соответствующие документы.

Несмотря на формальное наличие закона об энергосбережении и огромного количества подзаконных актов, его механизм не работает, а значит, нет стимулов, способных заинтересовать бизнес в энергоэффективности.